Учимся писать итоговое сочинение.

Направления мы уже разбирали, теперь осталось научиться писать само сочинение. Постараюсь объяснить понятно, поэтому оговорюсь, эта статья больше для ребят, пишущих сочинение,а не для учителей.

Итак, вы знаете, что тем для написания сочинения будет 5 (каждое направление представлено одной темой), это не значит, что вы должны все 5 тем расписывать. Вы выбираете только одну.

Шаг первый: определиться с темой. Набросать на черновике план своего сочинения. Если в голову ничего не идет, попробуйте взять более легкую для вас тему. Кто-то сейчас скажет, что ему в голову ни по одной теме ничего не идет. Значит, вы не готовились к сочинению совсем. Кто хоть что-то делал, тот одну из пяти тем обязательно сможет раскрыть.

Тему выбрали. Нужно написать сочинение. А как это сделать?

Шаг второй.

Учимся писать сочинение.

!!!Важно, чтобы в сочинении были ваши мысли, чтобы рассуждали именно вы – размышляли над темой, а не просто списали с какого-нибудь сайта, это проверяется, и ваша работа может получить «незачет».

Теперь о структуре сочинения.

Е.С. Романичева заметила, что написание сочинения чем-то похоже на доказательство теоремы. Рассмотрим подробнее, о чем идет речь.

Действительно, сочинение на литературную тему мы пишем, словно доказываем теорему по геометрии: дано – требуется доказать – доказательство – подведение итогов.

Дано – это тема сочинения, та тема, которую вы выбрали.

Требуется доказать – это вступление к сочинению (в рассуждении – тезис – то, что нужно доказать). Здесь нужно задать начало своему сочинению.

Шаг третий.

Как начать сочинение?

Расскажу на примере, так понятнее.

Например, тема «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?»

Вариант 1 .

Можно просто ответить на вопрос. Только не забудьте!!! То, что даем в тезисе, будет раскрываться в основной части, мы будем доказывать именно суждения из тезиса!!!

Примерное начало/тезис/вступление сочинения:

Я считаю, что дети и родители не понимают друг друга из-за (дальше пойдет ваше мнение, я предложу свой вариант, чтобы было понятно, как писать) большой разницы в возрасте. Дети еще только учатся жить, они познают окружающий мир с его страстями и ошибками, формируют свое мнение и живут так, как считают правильным. Родители  уже имеют большой жизненный опыт, они смотрят на жизнь иначе. Мнение детей, их стремления и порывы часто вызываю у родителей  смех, реже понимание. Отцы и дети совсем разные, они никогда не будут мыслить одинаков, можно только искать компромисс, чтобы пропасть между ними стала меньше. (Дальше даем шаблон-связку) Чтобы доказать сказанное приведу примеры из русской литературы.

Вариант 2.

В тезисе можно немного пофилософствовать или блеснуть знаниями истории, общества или другого предмета.

Пример тезиса с философствованием:

Дети или родители? Поймут ли друг друга? В толковом словаре Ожегова слово «дети» имеет два значения: 1)малолетние 2) сыновья, дочери. Нам больше подходит второе, но слишком часто родители относятся к своим детям с усмешкой и недоверием, как к малолетним. Получается, что и второе значение в какой-то мере имеет место быть. «Родители», по словарю “отец и мать по отношению  к детям”. Получается, что родители  – главные в семье, дети относятся к ним, можно домыслить, с уважением. Получается, что родители задают тон в семье, они уверены в своих суждениях и поступках , стараются научить детей жить правильно. А дети в свою очередь не всегда согласны с родителями, дети хотят найти истину сами. Начинается разлад, отцы и дети не хотят понимать друг друга, каждый придерживается своего мнения и считает его правильным, но иногда можно постараться понять и принять другого. Конфликт отцов и детей ярко раскрыт в произведениях русской литературы.

Шаг четвертый.

Следующая часть – основная – ее можно приравнять к ДОКАЗАТЕЛЬСТВУ в теореме – эта часть сочинения самая большая, она может состоять из одного абзаца, но он должен быть больше тезиса и вывода, а может состоять из двух и более абзацев, зависит от вашего размышления-рассуждения, от количества аргументов в сочинении.

Надеюсь, вы уже поняли, что в основной части мы убеждаем читателя- проверяющего в своем мнении из тезиса, приводим примеры из литературы, чтобы доказать свое суждение.  Можно взять всего одно произведение, а можно вспомнить несколько, опять все зависит от вас и мыслей в вашей голове.

!!!Обычно в итоговом сочинении два аргумента.

Для примера приведу один аргумент , второй напишете сами, чтобы тренироваться.

Тема: «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?»

Аргумент 1:  Вспомню роман И. С. Тургенева «Отцы и дети» (далее вы должны прописать пример из произведения, подтверждающий вашу точку зрения). Николаю Петровичу трудно понять сына, вернувшегося домой в Марьино. Аркадий одержим нигилизмом и взглядами Базарова, который отрицает все на свете: не верит в любовь, в настоящие искренние чувства, в принципы, в красоту и искусство. Аркадий пытается походить на Евгения, показывает  окружающим, что стал взрослым и твердым во взглядах и суждениях, держится холодно, не проявляет излишних чувств, он замкнут и скрытен. Отцу трудно понять сына, родитель не знает, как лучше себя вести, чтобы найти общий язык. Николай Петрович даже пытается разобраться во взглядах и интересах Аркадия, но все зря. Лишь позже, когда Аркадий перестает слушать Базарова, и становится самим собой, оказывается, что нигилизм был только увлечением, что истины, заложенные отцом, проросли и дали свои плоды. Теперь отец и сын понимают друг друга, возможно, не во всем, но компромисс найден, дети и родители поняли друг друга.

Вам нужно написать еще один аргумент, по подобию этого,  можно вспомнить отношения Базарова и Павла Петровича из этого же произведения, можно вспомнить что-то другое. Вперед за аргументами!

Шаг пятый.

И последняя часть – это выводподведение итогов (что и требовалось доказать). Здесь нам нужно подвести итог, вспомнить о чем мы говорили в тезисе, что доказывали в основной части, и кратко сказать, к каким выводам и заключениям пришли, смогли ли доказать свое мнение из тезиса.

Как писать?

Читаем свой тезис, потом  подводим итог.

Тема «Почему дети и родители не всегда понимают друг друга?»

Пример вывода:  Таким образом, дети часто не соглашаются с родителями из-за отсутствия жизненного опыта, детям  кажется, что они уже много знают и могут открыто выражать свою позицию, поступают правильно. Только время меняет взгляды, дарит опыт, и уже тогда родители и дети понимают друг друга. 

Можно сказать, что сочинение на тему: “Почему дети и родители не всегда понимают друг друга” готово, нужно только добавить один аргумент.

Надеюсь, вам понятно, как писать сочинение по литературе. Рассуждайте!  Все обязательно получится! Удачи вам!

Теги: , , , , , , ,

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.