РОМЕН РОЛЛАН.

RomainRolland02

В 20-ые годы Ромена Роллана неофициально называли “совестью Европы”, сейчас же его воспринимают неоднозначно.

Он получил прекрасное образование, занимался историей и теорией итальянской музыки, сделал научную карьеру в области гуманитарных наук. Он еще в юности страстно хотел стать писателем, обдумывал, каким писателем должен стать. Поэтому он пишет письмо Льву Толстому. Толстой ответил на  письмо, в ответе он написал об идее служения писателя народу, и эта идея очень понравилась Роллану.  Идея Толстого, что писатель это лицо общественно значимое, что он должен воспитывать, повлияло очень сильно на все творчество Ромена Роллана.

Первые шаги Роллана были в области драматургии. Он написал целый ряд пьес в 90-е годы, которые потом были напечатаны и существуют под единым названием “Театр революции” (“14 июля”, “Дантон”, о великом французском революционере).  По своим художественным достоинствам и особенностям эти пьесы весьма традиционны.

Идеи социализма конца 19 – начала 20 века не просто призраком ходили по Европе, а имели вполне определенную форму. Ромен пишет пьесы, выбирая предметом изображения  Великую французскую революцию: для успехов в воспитании народных масс нужно привить им чувство собственного достоинства, сознание собственных великих возможностей. Это можно сделать, напомнив французскому народу о его “звездном” часе – французской революции.

Роман “Жан-Кристоф”.

1000320058

Роллан писал  роман долго: с 1904 по 1912 год. Он сделал героем романа немца. Жан-Кристоф Крафт — немецкий музыкант. Роллан считал, что его задачей было не столько рассказать биографию своего героя, сколько рассказать о жизни Франции  и других европейских стран.

Роман сохраняет модель бальзаковского повествования: в центре одно действующее лицо и далее то, что с ним происходит в жизни. Здесь биография личности тесно вписана в биографию континента многих стран. Жан-Кристоф прожил достаточно долгую жизнь, и в романе мир вокруг него представлен на  большом отрезке.

Роллан использует толстовский прием. Толстой написал роман-эпопею, это особый жанр (эпопея эпос). Суть эпоса: через судьбу персонажей показана судьба народа. С народностью в этом романе-эпопее не все у Роллана получилось. Он пошел самым примитивным путем:  пытался доказать, что музыка Жана-Кристофа необычна и непривычна для музыкальных кругов не тем, что она экспериментаторская, авангардная, а тем, что она возвращается к народным истокам, к народной музыке. Это доказывается тем, что в салонах музыку Жана-Кристофа не принимают, но когда он, сидя в своей мансарде, что-то сочиняет, кровельщики, стучащие по соседней крыше, перестают работать и слушают.

Когда началась I мировая война, Р.Роллан был одним из тех, кто занял антивоенную позицию. Он очень четко сформулировал эту позицию:“Я слишком люблю свою страну, чтобы позволить ей победить в этой войне.” Когда война началась, не многим было ясно из-за состояния эйфории, патриотизма, что эта война для всех воюющих сторон в одинаковой степени несправедлива. Это была  империалистическая война за передел сфер влияния, за передел территории.

 Роллан стал всеми средствами с этой войной сражаться: стал активным участником идейных боев, толкователем коллизий, воспитателем масс. Он занимался и публицистикой, работал в службе Красного Креста, помогал раненым. Писал драмы, повести, в которых речь шла о смысле этой войны.

Когда I мировая война закончилась чередой, революций, в ходе которых три из пяти империй перестали существовать, Роллан был среди тех, кто приветствовал русскую революцию. В эти годы он открыл для себя совсем другой мир идей: стал популярным маленький сухонький человек Махатма Ганди. Вместе с Ганди приходит мир Востока, идеология Востока, культура Востока. В это время он возвращается к жанру художественной биографии: жизнь Толстого, жизнь Микеланджело и жизнь Бетховена — композитор, художник, писатель, три бунтаря.

В 1922 году Роллан начал писать свою следующую эпопею “Очарованная душа”. Закончил в 1933 году, год прихода к власти фашистов в Германии, а в Италии фашистский режим существовал с середины 20-х годов. Умным людям становилось ясно, что это начало нового пути к войне. Поэтому Роллан вынужден принять идею необходимости борьбы, если в ходе этой борьбы отстаиваются интересы народа, демократии. Эти идеи напрямую видны в “Очарованной душе”, они составляют суть “Московских дневников” Ромена Роллана. Роллан виделся со Сталиным, разговаривал с ним, подробно описал состоявшийся разговор. Эти дневники разрешили вскрыть через 50 лет. В “Дневниках” представлен взгляд на историю и события.  Роллан занял свою позицию: не стал «выступать с критикой того, что происходит в Союзе» и запретил публикацию дневников.

Роллан стал едва ли не первым писателем, который дал в своем произведении изображение “новых русских”, которые служат советской России, а не эмигрантов. Герои “Очарованной души” не желают просто жить, они желают понимать, как и почему они живут, быть сознательными участниками исторического процесса.  Роман, о том, как меняется мир и люди, живущие в нем.

3350455_sbig1

Оставить комментарий

Вы должны войти чтобы оставить комментарий.